Блоги
ТсссссБрать и отдавать
С некоторого времени я чувствую, что я слишком много привыкла отдавать окружающим меня людям - любви, нежности, понимания, принятия, уважения, терпения, помощи и прочего прочего прочего. Отдаю, забывая о том, что у меня тоже есть потребности: быть выслушанной, быть понятой, быть слабой или уставшей, быть принятой. А потребности эти есть. И я чувствую, что я истощаюсь. А когда люди по привычке продолжают ждать от меня отдачи - еще и раздражаюсь. И я собираюсь научиться соблюдать этот баланс - брать-отдавать. Пока я не знаю какими конкретно способами я могу это реализовать, но у меня есть ощущение, что стоит начать с оценки на этапе начала взаимодействия с человеком - а нужен ли мне этот человек? чего я жду от него? что хочу получить? что готова отдать, а что не готова? в общем как-то так.

Как всегда, задавшись вопросом я шерстю интернет. На тему брать-отдавать есть много интересного оказывается - вот вы знали, что если в партнерских отношениях кто-то постоянно очень много отдает, то отношения прекращаются, потому что второй партнер чувствует себя неоплатном долгу? Или вот например такую вещь:
"Например, муж изменил. Приходит с повинной. А жена ни слезинки, ни упрека. Прощает. Сразу. Что происходит? Его чувство вины умножается в сто раз (я такая сволочь, а жена у меня святая!). Она становится выше его. И семья уже обречена. Любовь в них умирает, потому что при таком дисбалансе она жить не может. Он будет жить с ней из чувства Вины. Она – из чувства Долга.

Это не о том, что нельзя прощать. Наоборот. Прощать нужно. Но с позиции равенства. С системной точки зрения, в этом случае нужно ответить партнеру чем-то плохим, но чуточку меньше.

То есть в ответ на его измену жена ОБЯЗАНА закатить скандал, не разговаривать с ним какое-то время и так далее. То есть сделать ему больно. Но! Чуточку меньше. И тогда все плохое в семье будет стремиться к нулю."
Цитата взята с сайта Ольги Валяевой, психолога, http://www.valyaeva.ru/


А что у вас с брать-отдавать? всегда ли умели брать? а теперь? а как учились?
Veter +3 Нет комментариев
I wellcome your new lifeFrankly saying
Давно уже хотела написать этот пост, да все откладывала это дело, боялась кого-то задеть или обидеть. Вот читаю некоторые блоги совершенно разных людей, на разные темы. Большинство пользователей, естесственно, оправдывают название данного сайта. Но люди. Почитайте, про какую проблему вы написали сегодня. Бросил парень. Недостаток внимания. Комплексы. Читаешь, и кажется, что эти мелочи являются единственными проблемами человечества. Нет, правда. Я, конечно, не беру во внимание действительно сложные ситуации, какие-то семейные конфликты. Но...подумайте о чем-то хоть на крупинку глобальнее. Создается впечатление, что многие здесь просто пытаются привлечь внимание надуманными проблемами. Ну смешно, честное слово! Лучше вспомните, что вы сегодня сделали хорошего, сказали ли хоть одно доброе слово родителям, поблагодарите их уже за то, что вы имеете сейчас и какими родились. Есть люди, которые даже этим обделены. Кто-то умирает от голода, у кого-то нет родителей, кто-то переживает смерть близкого человека... Плюньте вы на неурядицы с парнями и девушками, на внешние недостатки и прочую чушь. Да, это именно чушь. Выйдете на улицу и как следует прогуляйтесь, весна пришла, почувствуйте настоящую жизнь, не работайте на рейтинг. Будьте собой, не притворяйтесь, сидя перед экраном, лучше поговорите, именно ПОГОВОРИТЕ с близким человеком, с родителями повидайтесь, займитесь настоящим делом, которое пойдет на пользу вам и окружающим. Минусуйте, ругайте, но я не изменю своего мнения. У многих депрессия надумана, у кого-то просто внимания не достает, у кого-то юношеский максимализм. Смотрите на вещи реально, а не театрально.
Nancy +5 Нет комментариев
.....Моя печальная фантазия. Актёр.
Написала лет в 16, так уж не ругайте

Среди глухой тишины… в освещение нескольких догорающих свечей… в небольшом зале… на сцене стоял человек. Уже не те были его глаза… седина украшала его бороду, голос был хрип… Это Актёр…
Когда-то в этом театре ему рукоплескали тысячи зрителей. Десятки восторженных критиков помещали рецензии на спектакли с его участием в свои журналы, называя его талант «Божьей звездой». Толпы поклонников поджидали у дверей театра, чтобы только посмотреть на него ближе, а те, кто удостаивался его автографа, были на седьмом небе от счастья. Дамы, при его появлении на каком-либо торжестве, мгновенно краснели и начинали перешёптываться. «Ах, какой у него чудный носик» - говорили одни, «Да он - идеал красоты» - замечали вторые, «Если бы не мой муж, то я обязательно бы сбежала вместе с ним» - добавляли третьи.
Актёр никогда не был обделён вниманием. Афиши с его изображением украшали все мыслимые и немыслимые места столицы. Каждый его спектакль – был просто событием.
На Актёра приезжал посмотреть сам Король; и, стоит заметить, что он и его почтенная супруга редко пропускали спектакли, где так блистал Актёр. Иногда в Театр приезжали иностранные, весьма известные в высшем обществе, гости, такие как Король Английский, Королева Французская. Все они приезжали увидеть то, что все так восторженно одним голосом называли «Чудо-человек»…

Актёр, со слезой на глазах вспоминал, те самые времена, когда дамы при виде его падали в обморок, а их кавалеры кусали локти от зависти перед его талантом и его красотой. Десятки мальчишек из толпы кричали ему «Господин, я тоже хочу стать таким же великим актёром, как вы»… Восторг и аплодисменты сопровождали его всюду.

Но это время уже прошло…

Сейчас Актёр был дряхлым, немощным стариком. У него не осталось ни славы, ни былых почестей, ни друзей, ни близких. Всё это исчезло из его жизни в один момент… тогда, когда он разорился… Его глаза затмил свет яркой славы. Деньги сыпались рекой. Он тратил много, и, в основном, без всякого толку. Подарки множеству любовниц, дорогой парфюм, новые кареты… всё это стоило дорого, слишком дорого… Актёр залез в долги. Попросив помощи у людей, которых он всё время называл своими друзьями, получил грубейший отказ. Люди стали отворачиваться от него. Режиссёр Театра не желал работать с таким бедняком как он. И, после долгих молитв, режиссёр согласился на то, чтобы Актёр остался в Театре, но только в качестве его уборщика.
У Актёра на тот момент помутнело в глазах. Всё, что он нажил своей игрою, все его друзья, поклонники - всё исчезло за один миг. Предательство близких людей пошатнуло его здоровье. Он стал часто болеть, у него начало прихватывало сердце.
Но больнее всего ему было смотреть снизу вверх на сцену своего родного Театра, когда там кто-то настолько бездарно играл Гамлета… Гамлета – его любимую роль, благодаря которой он и прославился.
Когда-то он восхищал тысячи людей, но внезапно его единственной подругой стала половая тряпка, намотанная неуклюже на старую, разваливающуюся швабру.

Так много всего произошло.

Жизнь, когда-то насыщенная и яркая, стало тусклой и бессмысленной.
После своего ухода в неизвестность, Актёр перестал доверять людям.

Жалование уборщика было невелико. Трёх медяков ему с трудом хватало, чтобы оплатить аренду комнаты на окраине города. На еду денег не было, поэтому ему приходилось ходить после работы в таверну, неподалёку от Театра, и петь там за жалкие гроши. Посетители кидали в него булкой, картошкой - всем, что попадалось им под руку. «Повой ещё, собачка!» - кричали они. После каждого представления, Актёр подбирал недоеденные остатки, съедал их, и весь побитый и в синяках уходил домой.

Актёр ещё раз обвёл взглядом зрительный зал, пустой и тёмный. Он поклонился, как смог. По его лицу потекла слеза.

«Ну что, ты попрощался?» - спросило высокое существо за его спиной. На нём была одета чёрная, скрывающая лицо, мантия, а его костяная рука сжимала древко косы.
«Да», - тихо прохрипел Актёр. Он подошёл к существу, и они вместе ушли в темноту.

Погасли свечи…
FreeFlame +5 10 комментариев
my depressive syndrome ☮как прожил это время.просуществовал
вернулся к жизни, частично. Стал вновь ходить на разные курсы,один из самых любимых это психология. Уважаю и люблю я эту науку. Заставлял себя учиться. Завел новые отношения..с прекрасным человеком. Никогда он не узнает,что у меня на душе(не поймёт,знает меня другого).. от этого становиться тошно. Друзья говорят, я сильно изменился, с тех пор как с ним. "Строишь из себя хорошего.. хватит носить маски,тебя уже не существует". как-то так. а ведь и правда. я не помню ничего о себе.. Блять,это невыносимо. На психологии, на прошлой неделе обычное знакомство с новенькими проходили и каждый должен был написать несколько слов о себе. Я не смог написать ни строчки. Понял, что не знаю что писать. ни одного качества.. пол часа думал и не вспомнил НИЧЕГО. остальные спросили "почему ты не можешь ничего о себе рассказать?", за меня ответила подруга сидящая рядом: "он разделён на десятки личностей,со всеми ведет себя по-разному и окончательно забыл себя настоящего" обидно было это слышать..подавлен.
Lidia +2 12 комментариев
без названияпросто высказаться...
Незнаю зачем пишу этот бред...просто хреново как то...наверное нужно высказаться...наверное я схожу с ума, я полон противоречий, ненависти к себе и к окружающему миру...я боюсь оставаться один...хочу умереть, а ведь ждать осталось совсем немного...еще немного и у меня появится шанс снова радоваться жизни, но смогу ли я? после всего этого негатива внутри меня как будто что то сломалось...но я понял что то...не люблю жаловаться, меня тошнит от этих слов, стыдно за себя...но если не скажу, боюсь что не выдержу...в такие моменты мир кажется однообразным и скучным, кажется ничего совсем не радует, везде вижу разочарования и негатив...может быть я стал пессимистом...я не знаю, я вообще ничего не знаю...слова, мысли путаются в голове...все это похоже на плохой сон...как все хорошо начиналось...может быть я все усложняю, а может все и так не просто...я ни в чем не уверен, постоянно копаюсь в собственных мыслях, мне не хватает общения, но я боюсь общаться...ничего не интересно...хочется сказать себе: "соберись тряпка!" но не помогает...в голове вопросы зачем? почему? на которые нет ответов... могло ли все быть по другому? может мне просто не хватает тебя? ведь ты лучшее что случалось со мной... уже не важно... я ненавижу себя... надеюсь все наладится... спасибо что читали это...простите за слабость
Каждому своене указано, но ведь ...
БАРГАМОТ И ГАРАСЬКА
Было бы несправедливо сказать, что природа обидела Ивана Акиндиныча Бергамотова, в своей официальной части именовавшегося "городовой бляха No 20", а в неофициальной-попросту "Баргамот". Обитатели одной из окраин губернского города Орла, в свою очередь, по отношению к месту жительства называвшиеся пушкарями (от названия Пушкарной улицы), а с духовной стороны характеризовавшиеся прозвищем "пушкари - проломленные головы", давая Ивану Акипдиновичу это имя, без сомнения, не имели в виду свойств, присущих столь нежному и деликатному плоду, как бергамот. По своей внешности Баргамот скорее напоминал мастодонта или вообще одного из тех милых, но погибших созданий, которые за недостатком помещения давно уже покинули землю, заполненную мозгляками-людишками. Высокий, толстый, сильный, громогласный Баргамот составлял на полицейском горизонте видную фигуру и давно, конечно, достиг бы известных степеней, если бы душа его, сдавленная толстыми стенами, не была погружена в богатырский сон. Внешние впечатления, проходя в душу Баргамота через его маленькие, заплывшие глазки, по дороге теряли всю свою остроту и силу и доходили до места назначения в виде слабых отзвуков и отблесков. Человек с возвышенными требованиями назвал бы его куском мяса, околоточные надзиратели величали его дубиной, хоть и исполнительной; для пушкарей же наиболее заинтересованных в этом вопросе лиц - он был степенным, серьезным и солидным человеком, достойным всякого почета и уважения. То, что знал Баргамот, он знал твердо. Пусть это была одна инструкция для городовых, когда-то с напряжением всего громадного тела усвоенная им, но зато эта инструкция так глубоко засела в его неповоротливом мозгу, что вытравить ее оттуда нельзя было даже крепкой водкой. Не менее прочную позицию занимали в его душе немногие истины, добытые путем житейского опыта и, безусловно, господствовавшие над местностью. Чего не знал Баргамот, о том он молчал с такой несокрушимой солидностью, что людям знающим становилось как будто немного совестно за свое знание. А самое главное,- Баргамот обладал непомерной силищей, сила же на Пушкарной улице была все. Населенная сапожниками, пенькотрепальщиками, кустарями-портными и иных свободных профессий представителями, обладая двумя кабаками, воскресеньями и понедельниками, все свои часы досуга Пушкарная посвящала гомерической драке, в которой принимали непосредственное участие жены, растрепанные, простоволосые, растаскивающие мужей, и маленькие ребятишки, с восторгом взиравшие на отвагу тятек. Вся эта буйная волна пьяных пушкарей, как о каменный оплот, разбивалась о непоколебимого Баргамота, забиравшего методически в свои мощные длани пару наиболее отчаянных крикунов и самолично доставлявшего их "за клин". Крикуны покорно вручали свою судьбу в руки Баргамота, протестуя лишь для порядка.
Таков был Баргамот в области международных отношений. В сфере внутренней политики он держался с неменьшим достоинством. Маленькая, покосившаяся хибарка, в которой обитал Баргамот с женой и двумя детишками и которая с трудом вмещала его грузное тело, трясясь от дряхлости и страха за свое существование, когда Баргамот ворочался,- могла быть спокойна если не за свои деревянные устои, то за устои семейного союза. Хозяйственный, рачительный, любивший в свободные дни копаться в огороде, Баргамот был строг. Путем того же физического воздействия он учил жену и детей, не столько сообразуясь с их действительными потребностями в пауке, сколько с теми неясными на этот счет указаниями, которые существовали где-то в закоулке его большой головы. Это не мешало жене его Марье, еще моложавой и красивой женщине, с одной стороны, уважать мужа, как человека степенного и непьющего, а с другой - вертеть им, при всей его грузности, с такой легкостью и силой, на которую только и способны слабые женщины.
Часу в десятом теплого весеннего вечера Баргамот стоял на своем обычном посту, на углу Пушкарной и 3-й Посадской улиц. Настроение Баргамота было скверное. Завтра светлое Христово воскресение, сейчас люди пойдут в церковь, а ему стоять на дежурстве до трех часов ночи, только к разговинам домой попадешь. Потребности молиться Баргамот не ощущал, но праздничное, светлое настроение, разлитое по необычайно тихой и спокойной улице, коснулось и его. Ему не нравилось место, на котором он ежедневно спокойно стоял в течение десятка годов: хотелось даже делать что-нибудь такое праздничное, что делают другие. В виде смутных ощущений поднимались в нем недовольство и нетерпение. Кроме того, он был голоден. Жена нынче совсем не дала ему обедать. Так, только тюри пришлось похлебать. Большой живот настоятельно требовал пищи, а разговляться-то когда еще!
- Тьфу! - плюнул Баргамот, сделав цигарку, и начал нехотя сосать ее. Дома у него были хорошие папиросы, презентованные местным лавочником, но и они откладывались "до разговленья".
Вскоре потянулись в церковь и пушкари, чистые, благообразные, в пиджаках и жилетах поверх красных и синих шерстяных рубах, в длинных, с бесконечным количеством сборок сапогах на высоких и острых каблучках. Завтра всему этому великолепию предстояло частью попасть на стойку кабаков, а частью быть разорванным в дружеской схватке за гармонию, но сегодня пушкари сияли. Каждый бережно нес узелок с пасхой и куличами. На Баргамота никто не обращал внимания, да и он с неособенной любовью посматривал на своих "крестников", смутно предчувствуя, сколько путешествий придется ему завтра совершить в участок. В сущности, ему было завидно, что они свободны и идут туда, где будет светло, шумно и радостно, а он торчи тут как неприкаянный.
"Стой тут из-за вас, пьяниц!" -резюмировал он свой размышления и еще раз плюнул - сосало под ложечкой.
Улица опустела. Отзвонили к обедне. Потом радостный, переливчатый трезвон, такой веселый после заунывных великопостных колоколов, разнес по миру благостную весть о воскресении Христа. Баргамот снял шапку и перекрестился. Скоро и домой. Баргамот повеселел, представляя себе стол, накрытый чистой скатертью, куличи, яйца. Он не торопясь со всеми похристосуется. Разбудят и принесут Ванюшку, который первым делом потребует крашеного яичка, о котором целую неделю вел обстоятельные беседы с более опытной сестренкой. Вот-то разинет он рот, когда отец преподнесет ему не линючее, окрашенное фуксином яйцо, а настоящее мраморное, что самому ему презентовал все тот же обязательный лавочник! "Потешный мальчик!" - ухмыльнулся Баргамот, чувствуя, как что-то вроде родительской нежности поднимается со дна его души.
Но благодушие Баргамота было нарушено самым подлым образом. За углом послышались неровные шаги и сиплоe бормотанье. "Кого это несет нелегкая?" -подумал Баргамот, заглянул за угол и всей душой оскорбился. Гараська! Сам с своей собственной пьяной особой,- его только недоставало! Где он поспел до свету наклюкаться, составляло ею тайну, но что он наклюкался, было вне всякого сомнения. Его поведение, загадочное для всякого постороннего человека, для Баргамота, изучившего душу пушкаря вообще и подлую Гараськину натуру в частности, было вполне ясно. Влекомый непреодолимой силой, Гараська со средины улицы, по которой он имел обыкновение шествовать, был притиснут к забору. Упершись обеими руками и сосредоточенно-вопросительно вглядываясь в стену, Гараська покачивался, собирая силы для новой борьбы с неожиданными препятствиями. После непродолжительного напряженного размышления Гараська энергично отпихнулся от стены, допятился задом до средины улицы и, сделав решительный поворот, крупными шагами устремился в пространство, оказавшееся вовсе не таким бесконечным, как о нем говорят, и в действительности ограниченное массой фонарей. С первым же из них Гараська вступил в самые тесные отношения, заключив его в дружеские и крепкие объятия.
- Фонарь. Тпру! - кратко констатировал Гараська совершившийся факт. Вопреки обыкновению, Гараська был настроен чрезвычайно добродушно. Вместо того чтобы обсыпать столб заслуженными ругательствами, Гараська обратился к нему с кроткими упреками, носившими несколько фамильярный оттенок.
- Стой, дурашка, куда ты?! - бормотал он, откачиваясь от столба и снова всей грудью припадая к нему и чуть не сплющивая носа об его холодную и сыроватую поверхность.- Вот, вот!..- Гараська, уже наполовину скользнувший вдоль столба, успел удержаться и погрузиться в задумчивость.
Баргамот с высоты своего роста, презрительно скосив губы, смотрел на Гараську. Никто ему так не досаждал на Пушкарной, как этот пьянчужка. Так посмотришь,- в чем душа держится, а скандалист первый на всей окраине. Не человек, а язва. Пушкарь напьется, побуянит, переночует в участке - и все это выходит у него по-благородному, а Гараська все исподтишка, с язвительностью. И били-то его до полусмерти, и в части впроголодь держали, а все не могли отучить от ругани, самой обидной и злоязычной. Станет под окнами кого-нибудь из наиболее почетных лиц на Пушкарной и начнет костить, без всякой причины, здорово живешь. Приказчики ловят Гараську и бьют,- толпа хохочет, рекомендуя поддать жару. Самого Баргамота Гараська ругал так фантастически реально, что тот, не понимая даже всей соли Гараськиных острот, чувствовал, что он обижен более, чем если бы его выпороли.
Чем промышлял Гараська, оставалось для пушкарей одной из тайн, которыми было облечено все его существование. Трезвым его не видел никто, даже та нянька, которая в детстве ушибает ребят, после чего от них слышится спиртный запах,- от Гараськи и до ушиба несло сивухой. Жил, то есть ночевал, Гараська по огородам, по берегу, под кусточками. Зимой куда-то исчезал, с первым дыханием весны появлялся. Что его привлекало на Пушкарную, где его не бил только ленивый,- было опять-таки тайной бездонной Гараськиной души, но выжить его ничем не могли. Предполагали, и не без основания, что Гараська поворовывает, но поймать его не могли и били лишь на основании косвенных улик.
На этот раз Гараське пришлось, видимо, преодолеть нелегкий путь. Отрепья, делавшие вид, что они серьезно прикрывают его тощее тело, были все в грязи, еще не успевшей засохнуть. Физиономия Гараськи, с большим отвислым красным носом, бесспорно служившим одной из причин его неустойчивости, покрытая жиденькой и неравномерно распределенной растительностью, хранила на себе вещественные знаки вещественных отношений к алкоголю и кулаку ближнего. На щеке у самого глаза виднелась царапина, видимо, недавнего происхождения.
Гараське удалось наконец расстаться с столбом, когда он заметил величественно-безмолвную фигуру Баргамота. Гараська обрадовался.
- Наше вам! Баргамоту Баргамотычу!.. Как ваше драгоценное здоровье? Галантно он сделал ручкой, но, пошатнувшись, на всякий случай уперся спиной в столб.
- Куда идешь? - мрачно прогудел Баргамот.
- Наша дорога прямая...
- Воровать? А в часть хочешь? Сейчас, подлеца, отправлю.
- Не можете.
Гараська хотел сделать жест, выражающий удальство, но благоразумно удержался, плюнул и пошаркал на одном месте ногой, делая вид, что растирает плевок.
- А вот в участке поговоришь! Марш! - мощная длань Баргамота устремилась к засаленному вороту Гараськи, настолько засаленному и рваному, что Баргамот был, очевидно, уже не первым руководителем Гараськи на тернистом пути добродетели.
Встряхнув слегка пьяницу и придав его телу надлежащее направление и некоторую устойчивость, Баргамот потащил его к вышеуказанной им цели, совершенно уподобляясь могучему буксиру, влекущему за собою легонькую шхуну, потерпевшую аварию у самого входа в гавань. Он чувствовал себя глубоко обиженным: вместо заслуженного отдыха тащись с этим пьянчужкой в участок. Эх! У Баргамота чесались руки, но сознание того, что в такой великий день как будто неудобно пускать их в ход, сдерживало его. Гараська шагал бодро, совмещая удивительным образом самоуверенность и даже дерзость с кротостью. У него, очевидно, была своя мысль, к которой он и начал подходить сократовским методом:
- А скажи, господин городовой, какой нынче у нас день?
- Уж молчал бы! - презрительно ответил Баргамот.- До свету нализался.
- А у Михаила-архангела звонили?
- Звонили. Тебе-то что?
- Христос, значит, воскрес?
- Ну, воскрес.
- Так позвольте...- Гараська, ведший этот разговор вполоборота к Баргамоту, решительно повернулся к нему лицом.
Баргамот, заинтригованный странными вопросами Гараськи, машинально выпустил из руки засаленный ворот; Гараська, утратив точку опоры, пошатнулся и упал, не успев показать Баргамоту предмета, только что вынутого им из кармана. Приподнявшись одним туловищем, опираясь на руки, Гараська посмотрел вниз,потом упал лицом на землю и завыл, как бабы воют по покойнике.
Гараська воет! Баргамот изумился. "Новую шутку, должно быть, выдумал",решил он, но все же заинтересовался, что будет дальше. Дальше Гараська продолжал выть без слов, по-собачьи.
- Что ты, очумел, что ли? - ткнул его ногой Баргамот. Воет. Баргамот в раздумье.
- Да чего тебя расхватывает?
- Яи-ч-ко...
Гараська, продолжая выть, но уже потише, сел и поднял руку кверху. Рука была покрыта какой-то слизью, к которой пристали кусочки крашеной яичной скорлупы. Баргамот, продолжая недоумевать, начинает чувствовать, что случилось что-то нехорошее.
- Я... по-благородному... похристосоваться... яичко, а ты...- бессвязно бурлил Гараська, но Баргамот понял. Вот к чему, стало быть, вел Гараська: похристосоваться хотел, по христианскому обычаю, яичком, а он, Баргамот, его в участок пожелал отправить. Может, откуда он это яичко нес, а теперь вон разбил его. И плачет.
Баргамоту представилось, что мраморное яичко, которое он бережет для Ванюшки, разбилось, и как это ему, Баргамоту, было жаль.
- Экая оказия,- мотал головой Баргамот, глядя на валявшегося пьянчужку и чувствуя, что жалок ему этот человек, как брат родной, кровно своим же братом обиженный.
- Похристосоваться хотел... Тоже душа живая,- бормотал городовой, стараясь со всею неуклюжестью отдать себе ясный отчет в положении дел и в том сложном чувстве стыда и жалости, которое все более угнетало его.- А я, тово... в участок! Ишь ты!
Тяжело крякнув и стукнув своей "селедкой" по камню, Баргамот присел на корточки около Гараськи.
- Ну...- смущенно гудел он.- Может, оно не разбилось?
- Да, не разбилось, ты и морду-то всю готов разбить. Ирод!
- А ты чего же?
- Чего? - передразнил Гараська.- К нему по-благородному, а он в... в участок. Может, яичко-то у меня последнее? Идол!
Баргамот пыхтел. Его нисколько не оскорбляли ругательства Гараськи: всем своим нескладным нутром он ощущал не то жалость, не то совесть. Где-то, в самых отдаленных недрах его дюжего тела, что-то назойливо сверлило и мучило.
- Да разве вас можно не бить? - спросил Баргамот не то себя, не то Гараську.
- Да ты, чучело огородное, пойми...
Гараська, видимо, входил в обычную колею. В его несколько проясневшем мозгу вырисовалась целая перспектива самых соблазнительных ругательств и обидных прозвищ, когда сосредоточенно сопевший Баргамот голосом, не оставлявшим ни малейшего сомнения в твердости принятого им решения, заявил:
- Пойдем ко мне разговляться.
- Так я к тебе, пузатому черту, и пошел!
- Пойдем, говорю!
Изумлению Гараськи не было границ. Совершенно пассивно позволив себя поднять, он шел, ведомый под руку Баргамотом, шел - и куда же? - не в участок, а в дом к самому Баргамоту, чтобы там еще... разговляться! В голове Гараськи блеснула соблазнительная мысль - навострить от Баргамота лыжи, но хоть голова его и прояснела от необычности положения, зато лыжи находились в самом дурном состоянии, как бы поклявшись вечно цепляться друг за друга и не давать друг другу ходу. Да и Баргамот был так чуден, что Гараське, собственно говоря, и не хотелось уходить. С трудом ворочая языком, приискивая слова и путаясь, Баргамот то излагал ему инструкцию для городовых, то снова возвращался к основному вопросу о битье и участке, разрешая его в смысле положительном, но в то же время
и отрицательном.
- Верно говорите, Иван Акиндиныч, нельзя нас не бить,- поддерживал Гараська, чувствуя даже какую-то неловкость: уж больно чуден был Баргамот!
- Да нет, не то я говорю...- мямлил Баргамот, еще менее, очевидно, чем Гараська, понимавший, что городит его суконный язык...
Пришли наконец домой,- и Гараська уже перестал изумляться. Марья сперва вытаращила глаза при виде необычайной пары, но по растерянному лицу мужа догадалась, что противоречить не нужно, а по своему женскому мягкосердечию живо смекнула, что надо делать.
Вот ошалевший и притихший Гараська сидит за убранным столом. Ему так совестно, что хоть сквозь землю провалиться. Совестно своих отрепий, совестно своих грязных рук, совестно всего себя, оборванного, пьяного, скверного. Обжигаясь, ест он дьявольски горячие, заплывшие жиром щи, проливает на скатерть и, хотя хозяйка деликатно делает вид, что не замечает этого, конфузится и больше проливает. Так невыносимо дрожат эти заскорузлые пальцы с большими грязными ногтями, которые впервые заметил у себя Гараська.
- Иван Акиндиныч, а что же вы Ванятке-то... сюрпризец? - спрашивает Марья.
- Не надо, потом...- отвечает торопливо Баргамот. Он обжигается щами, дует на ложку и солидно обтирает усы,- но сквозь эту солидность сквозит то же изумление, что и у Гараськи.
- Кушайте, кушайте,- потчует Марья.- Герасим... как звать вас по батюшке?
- Андреич.
- Кушайте, Герасим Андреич.
Гараська старается проглотить, давится и. бросив ложку, падает головой на стол прямо па сальное пятно, только что им произведенное. Из груди его вырывается снова тот жалобный и грубый вой, который так смутил Баргамота. Денники, уже переставшие было обращать внимание на гостя, бросают свои ложки и дискантом присоединяются к его тенору. Баргамот с растерянностью и жалкою миной смотрит па жену.
- Ну, чего вы, Герасим Андреич! Перестаньте,- успокаивает та беспокойного гостя.
- По отчеству... Как родился, никто по отчеству... не называл...


Андреев Леонид 1898
+2 Нет комментариев
my depressive syndrome ☮вернулся
я наверное..месяца два здесь ничего не писал. Просто потому что всё держалось более-менее. Точнее я держался. Теперь снова.. Привет,Срывы!Возвращайся, состояние ходячего трупа!
В последнее время всё чаще кажется, что конец моей жизни очевиден. Не позже 20 лет, суицид. Срыв, держусь,срыв, держусь.. но ведь когда-нибудь не смогу удержаться! ничто не держит здесь, всё поддакивает на тот свет.
Lidia +2 2 комментария
МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕКраздумья
сижу пью виски и думаю =( бл*дь че за жизнь такая =( девушек красивых до*уя , но та которая тебе нравится кажется не доступной =( блин почему все вот так вот ! вот если подумать с другой стороны эта девушка в которую я мягко говоря втюрился ни такая уж красивая (ни модель это точно) но б*я почему я ни могу понять её , что она ко мне чувствует как будто у меня все чувства "потупились" ! всех девушек как будто понимаю а её нет =( блин =( да еще из за этого вгоняю себя в депрессию =( с ц у к =(
да кстати про виски =( бл*дь я если буду так продолжать (вгонять себя в депрессию) то в конце концов стану алкашом =( блин че делать ни знаю =(
Pampulik +4 10 комментариев
психология семьиСоциальные проблемы семьи
Социальные проблемы семьи
Наиболее характерные изменения института семьи, обусловленные трансформацией традиционных обществ в современную форму, характерны и для института семьи в России, поскольку процесс модернизации в полной мере затронул и российское общество. Вместе с тем, в нашей стране на функционирование и развитие института семьи и общества в целом на протяжении как минимум последнего столетия оказывали существенное влияние многочисленные специфические факторы, не присущие большинству индустриально развитых стран Европы и США, являющихся наиболее яркими примерами современных обществ. В этой связи следует максимально чётко различать негативные для института российской семьи последствия общемирового процесса модернизации обществ и собственно российской, особенно «советской» истории.
На это указывают ряд отечественных исследователей семьи (А.И. Антонов, М.С. Мацковский), выделяя следующие группы факторов кризиса семьи в современной России. Во-первых, это – объективные процессы изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, во-вторых – специфические условия функционирования российской семьи в «советский» период, в-третьих – современное состояние российского общества.
Для характеристики последствий специфических условий функционирования российской семьи в «советский» период и современного состояния российского общества следует выделить по крайней мере три условных периода в развитии института российской семьи и общества в целом: дореволюционный, «советский» и т.н. современный, который берёт начало с момента распада СССР в 1991 году и продолжается в настоящее время. Причём недостаточно рассматривать только внешние проявления этих последствий, т.е. не отвечающее потребностям общества массовое поведение индивидов в брачно-семейной, сексуальной и репродуктивной сферах. Прежде всего необходимо анализировать господствующие ценностные ориентации в указанных сферах, на основании которых осуществляются соответствующие акты поведения.
Говоря о господствующих брачно-семейных и репродуктивных ценностных ориентациях групп населения, ответственных за воспроизводство поколений в дореволюционной России, невозможно ссылаться на данные социолого-демографических исследований в этой области, поскольку ничего подобного в России и нигде в мире в то время не проводилось. Однако, выделив ряд специфических особенностей, отличавших дореволюционную Россию от «советской», а также от других развитых капиталистических стран того времени, можно сделать достаточно достоверные выводы о характере таких ценностных ориентаций среди указанных групп населения.
М.С. Тольц среди оснований для развода в дореволюционной России выделяет «лишение всех прав и состояния», «неспособность к брачному сожитию» любого из супругов, «безвестное отсутствие кого-то из супругов свыше пяти лет», но главным образом, «доказанное прелюбодеяние» мужа или жены. Последней причиной в начале ХХ в. в России мотивировалось около 95% всех разводов. Здесь очевидно практически идентичное отношение к расторжению брака двух базовых социальных институтов – государства и религии.
В целом всё свидетельствует о высокой степени влияния религиозных норм и ценностей, которые часто были закреплены ещё и юридически, на любые действия и поступки людей в дореволюционной России. Достаточно подробный анализ основных элементов системы православных семейных ценностей проведён В.В. Форсовой. Важнейшими из таких элементов автор называет происхождение и сущность брака, альтернативы браку и семье, допустимость добрачных и внебрачных контактов, вступление в брак, распад семьи, обязанности супругов, воспитание детей в семье (Форсова В.В. Православные семейные ценности // СоцИс. – 1997. – №1.-С. 65–71).
Согласно мнению А.Г. Харчева, удовлетворяющее базовым потребностям общества брачно-семейное и репродуктивное поведение большинства населения в дореволюционной России объяснялось в основном авторитарностью семьи и подчинённым, бесправным положением женщины. Но «авторитарность» семьи, которая у А.Г. Харчева приобретает негативную окраску, является проявлением эффективного выполнения функции внешнего социального контроля данным институтом. Эта же функция в дореволюционной России эффективно выполнялась ещё двумя базовыми социальными институтами – религией и государством.
Кроме того, конец XIX – начало XX века в России является периодом, когда объективные факторы ограничения роста населения (высокий уровень младенческой и детской смертности, а также смертности индивидов активного репродуктивного возраста), присущие традиционным обществам, в значительной степени уже утратили свою силу, а субъективные (низкая величина репродуктивной потребности и потребности в браке), характерные для современного общества, ещё не проявились. В целом, всё это способствовало количественному и качественному воспроизводству населения в дореволюционной России на высоком уровне, что подтверждается данными статистики. В 1897 году население России составляло 67473 тыс. человек, в 1914 году – 89902 тыс. человек, в 1917 году – 91000 тыс. человек.
Таким образом, в дореволюционной России качество и эффективность выполнения институтом семьи репродуктивной социальной функции находились на очень высоком уровне, что было обусловлено прежде всего превосходным состоянием данного социального института. Этому способствовали объединённые усилия ещё как минимум двух базовых социальных институтов традиционного общества – религии и государства. В конце XIX – начале XX века это проявилось в резком росте численности населения России, поскольку указанный период характеризуется отсутствием большинства объективных факторов ограничения такого роста.
Вопрос о том, как повлияла социалистическая революция на состояние института семьи в России, А.Г. Харчев называет одним из самых дискуссионных в отечественной социологии семьи. Автор анализирует основные факторы, повлекшие за собой изменения в системе брачно-семейных отношений в нашей стране после 1917 года. Основным фактором он называет уничтожение религии как основы духовного мира человека, которое сказалось крайне отрицательно на состоянии института семьи и демографической ситуации. Последнее целенаправленно стимулировалось на государственном уровне.
Таким образом, в сфере брачно-семейных и сексуальных отношений с приходом советской власти в нашей стране религия перестала выполнять функцию социального контроля по причине уничтожения этого социального института, а эффективность выполнения данной функции государством и семьёй была сведена к минимуму, несмотря на то, что последняя не была разрушена окончательно, хотя и серьёзно деформирована. Октябрьская революция, следовательно, инициировала процесс деградации института семьи в России, а начало «советского» периода в истории нашей страны можно считать датой начала этого процесса.
Вместе с тем, не вполне правомерно называть причиной всех негативных изменений института российской семьи в ХХ веке смену политического режима в нашей стране в 1917 году. Разрушение семьи после Октябрьской революции в России происходило на фоне общемировых тенденций изменения функций и структуры данного социального института. Эти же явления были характерны и для других индустриально развитых стран если не в указанный период, то несколько ранее. Кроме того, перегибы в политике государства в отношении брака и семьи в первые годы существования советской власти сменились в дальнейшем определёнными действиями (иногда достаточно продуманными) по оказанию некоторой помощи и поддержки семье на разных этапах её развития.
Однако кардинальные качественные перемены в обществе, произошедшие в нашей стране после 1917 года, не могли не повлечь за собой столь же существенные изменения в ценностных ориентациях подавляющего большинства людей. Это в полной мере относится к сфере брачно-семейных отношений и всему, что им сопутствует. По мнению В.В. Форсовой, за годы советской власти в нашем обществе появилась особая, «советская» система семейных ценностей, которая утвердилась в качестве господствующей и до недавнего времени служила регулятором брачно-семейных отношений в нашей стране, даже несмотря на то, что политика советского государства в отношении семьи сразу после 1917 г. и в 70–80-е годы это – далеко не одно и то же.
Как отмечает А.И. Антонов, естественный процесс трансформации семьи в современном обществе в нашей стране «был насильственно ускорен и стимулирован всей мощью тоталитарного государства … и искусственно сжат до исторически ничтожных сроков». Поэтому его последствия оказались более разрушительными, чем в других странах. Семья как социальный институт, начиная с середины 60-х гг., практически перестала выполнять свои основные функции, прежде всего репродуктивную. Именно в этот период в нашей стране обозначились первые признаки грядущей демографической катастрофы.
Что касается эффективности выполнения функции социального контроля в системе брачно-семейных и сопутствующих им отношений государством как социальным институтом, то первоначальное дисфункциональное воздействие советского государства на эти отношения сменилось в дальнейшем довольно позитивным, хотя и далеко не в той мере, каким оно было в дореволюционной России. Государство прямо или посредством других социальных институтов (средства массовой информации, образование, право и т.д.) регулировало поведение людей в сфере брачно-семейных и сопутствующих им отношений, но самое главное, формировало соответствующие ценностные ориентации среди населения.
Наиболее опасное для института семьи в нашей стране последствие современного состояния российского общества заключается в «разложении духовных ценностей и нравственных ориентиров», в число которых входит ценность семьи и семейных отношений. Констатируется негативное влияние происходящих в России общественных преобразований на воспитание детей, а также «падение нравственно-культурных характеристик населения». «Нравственными ориентирами» в сфере семьи и семейных отношений в России до 1917 года всегда являлись религиозные семейные ценности, в связи с чем основным и достаточным критерием оценки брачно-семейных и репродуктивных ценностных ориентаций населения как важнейших составляющих института семьи может считаться степень их соответствия именно указанным нормам и ценностям.
В целом советский период в развитии российского общества характеризовался постоянным ухудшением состояния института семьи и, как следствие, постоянным снижением качества и эффективности реализации данным институтом своих специфических функций. Помимо общемировых тенденций деградации института семьи в современном обществе, это в значительной степени было обусловлено уничтожением института религии и дисфункциональным воздействием института государства в начале «советского» периода (20–30-е годы). Кроме того, ситуация усугублялась многочисленными объективными факторами ограничения роста населения, в результате чего текущий уровень рождаемости с середины 60-х годов не обеспечивал его простого воспроизводства.
Таким образом, общемировой процесс модернизации общества явился главным фактором деградации института семьи в тех обществах, которые он затронул в полной мере, в том числе российском, причём в нашей стране его негативные для института семьи последствия были значительно усилены рядом специфических факторов, не присущих большинству индустриально развитых государств. Всё это послужило причиной катастрофического состояния института российской семьи, что выражается в неудовлетворительном выполнении им своих основных специфических функций, главной из которых является репродуктивная. На уровне общества это проявляется в виде суженного воспроизводства населения, т.е. депопуляции.
Депопуляция в современной России выражается не только в катастрофическом сокращении рождаемости и прямой убыли населения, но и снижением его качественных характеристик по ряду показателей. Это относится к физическому и психическому здоровью. Снижение уровня здоровья регистрируется в РФ повсеместно во всех группах населения. Не более 4% новорожденных бывают в настоящее время абсолютно здоровыми. У 98% молодых женщин, вступивших в активный репродуктивный возраст, выявляются различные виды экстрагенитальной патологии и нарушения репродуктивной функции организма.
Ещё одним аспектом депопуляции в современной России является огромное количество производимых абортов во всех репродуктивных возрастах. В нашей стране проблемы планирования семьи, несмотря на некоторое улучшение ситуации в последние годы, продолжают оставаться одними из самых острых в жизнедеятельности семьи. Аборты в настоящее время занимают ведущее место среди методов регулирования деторождения в российских семьях, несмотря на то, что их (абортов) количество, официально зарегистрированных статистикой, в последние годы неуклонно сокращается. Особую опасность для репродуктивного здоровья женщины представляют искусственные прерывания первой беременности, каждое пятое-шестое из которых приводит к бесплодию. В настоящее время Россия занимает лидирующую позицию в Европе по частоте искусственных абортов.
О проблеме замены аборта надёжными и доступными противозачаточными средствами в отечественной научной литературе начали говорить ещё в конце 60-х годов прошлого столетия. Определяющим фактором катастрофически высокого числа производимых абортов в современной России являются массовые установки населения на искусственное прерывание беременности как составляющие репродуктивной потребности. Поскольку условия жизни могут лишь способствовать либо препятствовать реализации этой потребности, но не в состоянии ни усилить, ни ослабить её, то все ссылки на условия жизни при попытке объяснить ненормально высокое число абортов в современной России – несостоятельны.
Таким образом, институт современной российской семьи характеризуется катастрофическим состоянием и, как следствие, неудовлетворительной реализацией репродуктивной социальной функции, что, начиная с 1992 года, проявляется в прямой убыли населения России, несмотря на отсутствие большинства объективных факторов такой убыли. Помимо последствий общемирового процесса модернизации обществ, основными факторами неудовлетворительного состояния и функционирования института семьи в современной России выступают крайне незначительное функциональное воздействие института религии и полное отсутствие такого воздействия со стороны института государства на всю совокупность предбрачных, брачно-семейных и сексуальных отношений, поскольку это приводит к стихийному формированию брачно-семейных, репродуктивных и сопутствующих им ценностных ориентаций среди населения, противоречащих базовой потребности общества в полноценном количественном и качественном воспроизводстве поколений.
Прямым следствием неудовлетворительного состояния и функционирования института семьи и фактором депопуляции населения в современной России является огромное число производимых абортов во всех возрастах, в два раза превышающее число рождений. Помимо неудовлетворительного состояния и функционирования института семьи и прямых последствий этого, фактором депопуляционных процессов в современной России выступает повсеместное снижения уровня здоровья во всех категориях населения, проявляющееся в высоких показателях младенческой и детской смертности, смертности мужчин трудоспособного возраста, частоты осложнений во время беременности и родов. Все факторы, приводящие к депопуляции населения в современной России, имеют субъективную природу, поскольку основной причиной их возникновения являются господствующие ценностные ориентации в соответствующих сферах жизнедеятельности среди групп населения, ответственных за воспроизводство поколений.
В целом, депопуляция населения в современной России складывается из следующих тенденций:
– высокий показатель частоты осложнений во время беременности и родов;
– высокий уровень младенческой и детской смертности;
– высокий уровень смертности мужчин трудоспособного возраста;
– низкий уровень рождаемости;
– высокий показатель числа производимых абортов.
Первые три из перечисленных тенденций обусловлены низким уровнем здоровья населения среди всех его категорий, а последние две – низким уровнем потребности в детях большинства индивидов. Здоровье людей прямо определяется их образом жизни, который, в свою очередь, – господствующими ценностными ориентациями индивидов. Но структура или иерархия этих ценностных ориентаций прямо определяет и величину потребности в детях, следовательно господствующие среди населения ценностные ориентации, их характер, направленность и интенсивность являются главным фактором депопуляции населения в современной России. В свою очередь, характер, направленность и интенсивность господствующих среди населения современной России ценностных ориентаций, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме, обусловлены, прежде всего, следующим:
– общемировой процесс модернизации обществ;
– крайне слабое функциональное воздействие института религии в настоящее время, которое является следствием его уничтожения после Октябрьской революции;
– последствия дисфункционального воздействия советского государства, особенно в начале «советского» периода развития российского общества;
– полное отсутствие функционального воздействия со стороны государства в настоящее время.
Все перечисленные факторы формирования ценностных ориентаций среди населения в современной России, за исключением процесса модернизации обществ (но это условие не является особенностью только российского общества или только сегодняшнего), имеют пассивный характер. Нельзя сказать, что институт государства и институт религии в современном российском обществе способствуют формированию таких ценностных ориентаций у населения, массовое следование которым противоречит базовой потребности общества в полноценном количественном и качественном замещении поколений. Они лишь не препятствуют их формированию. Указанные социальные институты, кроме того, не способствуют формированию таких ценностных ориентаций, массовое следование которым удовлетворяло бы этой потребности.
margo -1 3 комментария
психология семьиСУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
Конфликт – это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп(ы).
Конфликты социально обусловлены и опосредствованы индивидуальными особенностями психики людей. Они связаны с острыми эмоциональными переживаниями – аффектами, с действием познавательных стереотипов – способов интерпретации конфликтной ситуации, и одновременно с гибкостью и «изобретательностью» личности или группы в поисках и выборе путей конфликтного, т. е. ведущего к усилению конфликта, поведения.
Участники семейных конфликтов часто не являются противоборствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неправильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя. Для семейных конфликтов характерны крайне неоднозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Так, за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью – эмоциональный разрыв, хронический конфликт, иногда и ненависть.
В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии
(К.Витек, 1988; Г.А.Навайтис, 1995): возникновение объективной конфликтной ситуации; осознание объективной конфликтной ситуации; переход к конфликтному поведению; разрешение конфликта.
Конфликт становится реальностью только после осознания противоречий, так как только восприятие ситуации как конфликтной порождает соответствующее поведение (из этого следует, что противоречие может быть не только объективным, но и субъективным, мнимым). Переход к конфликтному поведению – это действия, направленные на достижение своих целей, и блокирование достижения противоположной стороной ее стремлений и намерений. Существенно, что и действия оппонента также должны осознаваться им как конфликтные. Эта стадия связана с обострением эмоционального тона взаимоотношений и прогрессирующей их дестабилизацией. Однако действия участников выполняют одновременно и своеобразную познавательную функцию, когда эскалация и развитие конфликта приводят к более глубокому, хотя и не всегда более точному пониманию ситуации.
Возможны два основных пути разрешения конфликтов: изменение объективной конфликтной ситуации и преобразование ее «образов», представлений о сути и характере конфликта, имеющихся в наличии у оппонентов.
Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера. Причин для этого очень много. Это и различные взгляды на семейную жизнь, и нереализованные ожидания и потребности, грубость, неуважительное отношение, супружеская неверность, финансовые трудности и т.д. Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых условно можно выделить основную – например неудовлетворенные потребности супругов.
Классификация конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей супругов
(В.А. Сысенко, 1983, 1989).
1. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение.
2. Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.
3. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания, понимания юмора, подарков.
4. Конфликты, ссоры, связанные с пристрастием одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам средств семьи.
5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов в распределении бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.
6. Конфликты, ссоры, размолвки из-за неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, в устройстве домашнего очага и т.д.
7. Конфликты в связи с потребностью во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми.
8. Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.
Использование категории потребность в теории супружеской конфликтности позволяет перейти к мотивам и интересам, отрицательным и положительным эмоциям, к анализу различных видов депрессивных и иных патологических состояний, неврозов, источником которых могут быть семейные неурядицы. Категории стабильность–нестабильность брака, его конфликтность–бесконфликтность также зависят от удовлетворения потребностей супругов, особенно эмоционально-психологических.
По степени опасности для семейных уз конфликты могут быть:
неопасными – возникают при наличии объективных трудностей, усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва»; внезапно начавшись, конфликт может быстро завершиться. Про такие конфликты часто говорят: «К утру все пройдет»;
опасными – разногласия возникают из-за того, что один из супругов должен, по мнению другого, изменить линию поведения, к примеру по отношению к родственникам, отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры, приемы воспитания и т.п., то есть ставится проблема, которая требует разрешения дилеммы: уступать или нет;
особо опасными – приводят к разводам.
Остановимся подробнее на мотивации этой категории конфликтов.
1. Не сошлись характерами – мотив «чисто» психологический. Острота конфликтов и их частота, сила эмоциональных взрывов, контроль за собственным поведением, тактика и стратегия поведения супругов в разнообразных конфликтных ситуациях зависят от индивидуальных особенностей характера.
Каждый человек выбирает способы, приемы и методы деятельности, исходя из особенностей своего характера. Они и формируют индивидуальный стиль поведения в трудовой и бытовой сферах жизни. Под «индивидуальным стилем деятельности» понимают систему приемов и способов действия, характерную для данного человека и целесообразную для достижения успешного результата. Об этом необходимо помнить и не стремиться «перевоспитать», «переделать» другого партнера, а просто самому учесть или приспособиться к свойствам его натуры, его индивидуальному стилю.
Однако некоторые недостатки характера (демонстративность, авторитарность, нерешительность и т.п.) сами по себе могут быть источником конфликтных ситуаций в семье. Есть черты, которые приводят к разрушению брака вне зависимости от стремления партнеров приспособиться, например эгоцентрические черты характеров супругов. Их концентрация на своем «я» – дефект нравственного развития – один из факторов дестабилизации брачной жизни. Обычно супруги видят только эгоизм своего партнера, а собственного не замечают. «Борьба» с другими вытекает из ложной жизненной позиции, из ложного понимания нравственных отношений с другими людьми.
2. Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке. Измена отражает противоречия между супругами, она является результатом разнообразных психологических факторов. К измене приводят разочарование брачной жизнью, Дисгармония половых отношений. В противоположность измене, неверности верность – это система обязательств перед брачным партнером, которые регулируются моральными нормами и стандартами. Это убежденность в ценности, значимости принятых на себя обязательств. Часто верность ассоциируется с преданностью и связана с желанием партнеров укреплять свой собственный брак и взаимоотношения.
Важно понимать, что сексуальная потребность может быть по-настоящему удовлетворена только на фоне положительных чувств и эмоций, которые возможны при условии удовлетворения эмоционально-психологических потребностей (в любви, в поддержании и сохранении чувства собственного достоинства, психологической поддержке, защите, взаимопомощи и взаимопонимании). Если в браке не удовлетворяются эмоционально-психологические потребности личности, усиливается отчуждение, накапливаются отрицательные чувства и эмоции, более вероятной становится измена. Супруги не понимают друг друга, ссорятся или просто уходят «на сторону».
3. Бытовое пьянство и алкоголизм. Это традиционный мотив разводов. Алкоголизм – типичная наркомания, сформировавшаяся на базе регулярного употребления спиртных напитков в течение ряда лет. Хронический алкоголизм следует отличать от бытового пьянства, которое обусловлено ситуационными моментами, дефектами воспитания, низкой культурой. Если в борьбе с бытовым пьянством достаточно мер общественного воздействия, то хронический алкоголизм, который приводит к психическим расстройствам и ряду других заболеваний, нуждается в медицинском лечении.
Злоупотребление алкоголем одного из супругов создает в семье ненормальную атмосферу и постоянную почву для конфликтов, скандалов. Возникают психотравмирующие ситуации для всех членов семьи и особенно для детей. Резко возрастает риск заболевания нервно-психическими расстройствами, увеличивается вероятность рождения детей с различными отклонениями и аномалиями. Появляются материальные трудности, сужается сфера духовных интересов, чаще проявляется аморальное поведение. Супруги все больше отдаляются друг от друга.
Анализ показывает, что во внутрисемейном конфликте чаще всего виновны обе стороны. В зависимости от того, какой вклад и каким образом супруги вносят в развитие конфликтной ситуации, выделяют несколько типичных моделей поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтах (В.А. Кан-Калик, 1995).
Первая – стремление мужа и жены самоутвердиться в семье, например в роли главы. Нередко здесь отрицательную роль играют «добрые» советы родителей. Идея утвердить себя «по вертикали» несостоятельна, поскольку противоречит пониманию семьи как процесса психологического и хозяйственного сотрудничества. Стремление к самоутверждению обычно охватывает все сферы взаимоотношений и мешает трезво оценивать происходящее в семье. Любое высказывание, просьба, поручение воспринимаются как посягательство на свободу, личностную автономию. Чтобы уйти от этой модели, целесообразно разграничить сферы руководства различными участками жизни в семье и осуществлять его коллегиально, при разумном единоначалии.
Вторая – сосредоточенность супругов на своих делах. Типичен «шлейф» прежнего образа жизни, привычек, друзей, нежелание поступиться чем-либо из своей прошлой жизни для успешной реализации новой социальной роли. Начинает формироваться непонимание того, что организация семьи неизбежно предполагает совершенно новый социально-психологический уклад. Люди не всегда готовы перестроить себя в нужном направлении: «А почему я должен (должна) отказываться от своих привычек?» Как только взаимоотношения начинают развиваться в такой альтернативной форме, неизбежно следует конфликт. Здесь важно учитывать адаптационный фактор: поэтапное включение супруга в совместную деятельность постепенно приучает его к новой модели поведения. Прямой же нажим обычно осложняет взаимоотношения.
Третья – дидактическая. Один из супругов постоянно поучает другого: как надо себя вести, как надо жить и пр. Поучения охватывают практически все сферы совместной жизни, блокируют любые попытки самостоятельности, сея раздражение, эмоциональную напряженность, чувство неполноценности. Эта модель общения ведет к нарушению сотрудничества в семье, утверждает систему общения «по вертикали». Нередко позиция поучаемого нравится одному из супругов, и он незаметно начинает играть роль взрослого ребенка, а в поведении другого постепенно укрепляются материнские или отцовские нотки.
Четвертая – «готовность к бою». Супруги постоянно находятся в состоянии напряженности, связанной с необходимостью отражать психологические атаки: в сознании каждого укрепилась неизбежность ссор, внутрисемейное поведение строится как борьба за победу в конфликте. Супруги порой весьма хорошо осознают ситуацию, фразы, формы поведения, которые вызывают конфликт. И тем не менее – ссорятся. Ссора в семье имеет негативные последствия, прежде всего в связи с отдаленным психологическим эффектом, который утверждает в отношениях эмоциональное неблагополучие.
Пятая – «папенькина дочка», «маменькин сынок». В процесс установления взаимоотношений, в их выяснение постоянно вовлекаются родители, которые служат своеобразным камертоном. Опасность состоит в том, что молодые супруги ограничивают личный опыт построения взаимоотношений, не проявляют самостоятельности в общении, а руководствуются лишь общими соображениями и рекомендациями своих родителей, которые при всей их доброжелательности, все-таки весьма субъективны и порой далеки от психологических реалий взаимоотношений молодых людей. В процессе их формирования идет сложная притирка индивидуальностей, характеров, взглядов на жизнь, опыта. Механическое вторжение в эту деликатную сферу взаимоотношений, к которому иногда склонны родители супругов, чревато опасными последствиями.
Шестая – озабоченность. В общении между супругами, в стиле, укладе семейных взаимоотношений постоянно присутствует в качестве некоторой доминанты состояние озабоченности, напряженности, это ведет к дефициту позитивных переживаний.
В благополучной семье всегда есть ощущение сегодняшней и завтрашней радости. Для того чтобы сохранить его, супругам необходимо оставлять плохое настроение и неприятности за порогом дома, а приходя домой, приносить с собой атмосферу приподнятости, радости и оптимизма. Если один из супругов находится в плохом настроении, другой должен помочь ему избавиться от угнетенного психического состояния. В каждой тревожной и печальной ситуации нужно попытаться уловить юмористические нотки, посмотреть на себя со стороны; в доме следует культивировать юмор и шутки. Если наваливаются неприятности, не пугайтесь, попытайтесь спокойно сесть и последовательно разобраться в их причинах.
Избежать многих ошибок позволяет соблюдение основных принципов совместной супружеской жизни.
· Реально смотреть на противоречия, возникающие до брака и после его заключения.
· Не строить иллюзий, чтобы не разочароваться, так как настоящее вряд ли будет отвечать тем нормам и критериям, которые были заранее спланированы.
· Не избегать трудностей. Совместное преодоление трудных ситуаций – прекрасная возможность быстрее узнать, насколько оба партнера готовы жить по принципу двустороннего компромисса.
· Познавать психологию партнера. Чтобы жить в согласии, надо понимать друг друга, приспосабливаться, а также уметь «угождать» друг другу.
· Знать цену мелочам. Небольшие, но частые знаки внимания более ценны и значимы, чем дорогие подарки, за которыми порой кроется равнодушие, неверность и др.
· Быть терпимым, уметь забывать обиды. Человек стыдится некоторых своих ошибок и не любит вспоминать о них. Не следует напоминать о том, что однажды нарушило взаимоотношения и что следовало бы забыть.
· Уметь понимать и предугадывать желания и потребности партнера.
· Не навязывать свои требования, оберегать достоинство партнера.
· Понимать пользу временной разлуки. Партнеры могут надоесть друг другу, а разлука позволяет понять, насколько сильно любишь свою вторую половину и как ее в настоящее время не хватает.
· Следить за собой. Неаккуратность, безалаберность рождают неприязнь и могут повлечь за собой серьезные последствия.
· Иметь чувство меры. Умение спокойно и доброжелательно воспринимать критику. Важно подчеркивать в первую очередь достоинства партнера, а потом в доброжелательной форме указывать на недостатки.
· Осознавать причины и последствия неверности.
· Не впадать в отчаяние. Столкнувшись со стрессовой ситуацией в супружеской жизни, было бы неверно «гордо» разойтись и не искать выхода. Но еще хуже сохранять хотя бы внешнее равновесие путем унижений и угроз.
margo 0 Нет комментариев